22 октября

minex_day3-59На технической сессии «Повышение эффективности и сокращение затрат в горнодобывающих компаниях», которая прошла в рамках горнопромышленного форума МАЙНЕКС Россия 2015, участники предложили собственные версии того, как горнорудный бизнес может сокращать затраты и компенсировать выпадающие доходы.

Ирина Демичева, старший менеджер департамента стратегии и операционной эффективности “Делойт и Туш СНГ” (компания – спонсор сессии) обозначила общие принципы, используемые в проектах по повышению эффективности. В качестве целей были обозначены рост выручки, операционная рентабельность, оптимизация использования капитала и качество управления компанией. Она выделила три возможные стратегии: “Быстрые победы” – для компаний в кризисе, “развитие” – для сравнительно крупных компаний с достаточно уверенными позициями и “трансформация” – для компаний, нацеленных на доминирование на рынке. По ее словам, среди факторов, которые могут препятствовать эффективной работе компаний, – децентрализация непроизводственных служб (кадровой, IT, бухгалтерии и т.д.) и нерациональное использование оборудования. Эффективной работе предприятия мешают также недостатки в распределении ответственности, поэтому в рамках оптимизации выявляются сферы безответственности, за которые никто из работников предприятия не отвечает, и назначаются люди, ответственные за выполнение каждого участка работы.

Сергей Шумилов, заместитель генерального директора по работе с персоналом Auriant Mining, рассказал о специфике контракта на управление горнорудными проектами. По его словам, одно из важнейших его достоинств в том, что управленческий контракт дешевле собственной управляющей команды. Управляющая компания получает деньги в зависимости от достигнутых показателей и заинтересована в этом. Управляя рудником Валунистый и разведочными проектами на Чукотке, Auriant Mining работала по нескольким направлениям: стратегия развития компании на 10 лет, замена команды, проект по сокращению затрат, изменение мотивации персонала. В первые же месяцы Auriant Mining сократила старую команду на 50% и перевезла управленческий состав в свой офис. Компания заменила карьерную технику, поставила весы и автоматические пробоотборники, в результате вскрышные работы выросли на 41%, а добыча руды – на 18%, извлечение выросло с 92% до 94,7%. Отказ от услуг подрядчика по буровзрывным работам и выполнение их самостоятельно сэкономили компании около 70 млн рублей. Кроме того, для лучшего контроля управляющий директор Валунистого и главный инженер переехали на само предприятие, также были введены показатели KPI и система мотивации сотрудников. Эффект от этих мер проявился уж е через полгода работы, но более точные результаты проделанной работы компании надеется увидеть по итогам 2015 года.

Олег Максимов, заместитель операционного директора Nordgold, директор проектного офиса Nordgold рассказал о способах контроля и улучшения эффективности производства на рудниках компании. Она сконцентрировала усилия на развитии рабочих и тренингах, на моделях расшивки узких мест в производственных процессах, на снижении затрат, на безопасности и вовлеченности работников в деятельность предприятия. От внедрения проектов эффективности компания получает $50-60 млн на EBITDA.

Кроме того, Nordgold создал восемь центров технологической трансформации, которые занимаются усовершенствованиями в сфере безопасности, геологоразведки, шин, гаража, фабрики, металлургии и электроэнергии. Олег Максимов привел в качестве примера проект по шинам: повышение качества дорог, проверка давления и своевременный ремонт шин привели к тому, что затраты на шины сократились на 46%. На столько же выросло время использования шин.

Проект по повышению эффективности на одном из африканских рудников компании (сокращение персонала на треть и улучшение планирования горных работ) привел к тому, что ранее убыточное предприятие стало генерировать свободный денежный поток в размере $100 млн в год. Пристальное внимание к логистике, поставкам и конкуренция среди транспортных компаний позволили компании сократить перерасход средств на доставку грузов по некоторым позициям до 97%.

Коди Томпсон, аналитик IFC Europe and Central Asia – Russia Renewable Energy Program, рассказал о возможностях использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в горнорудном производстве. По его словам, несмотря на то, что многие считают абсурдным саму идею устройства солнечных панелей в России, примеры такие есть: объект в Якутии даже попал в Книгу рекордов Гиннеса из-за того, что находится за полярным кругом: такой проект может сэкономить 300 тонн топлива в год.

70% территории России не подключены к централизованному электроснабжению, поэтому Коди Томпсон назвал Россию “спящим зеленым гигантом” и уверен в том, что у энергии из возобновляемых источников здесь есть перспективы.

Алексей Кутилин, руководитель департамента развития решений для горнодобывающей промышленности в России и СНГ, ООО “ДжиИ Рус”, предложил повышать эффективность горнорудного производства за счет оптимизации инфраструктуры, используя ВИЭ, гибридные системы, переход на газомоторное топливо, использовать подземную технику на электродвигателях, вводить индустриальный интернет. В частности, по словам Алексея Кутилина, использование оборудования на электробатареях позволит предприятиям сократить затраты на вентиляцию, поскольку сократятся выбросы. Под индустриальным интернетом подразумевается интернет вещей, аналитика и обработка больших массивов данных и коммуникации. Его использование на одном из проектов позволило увеличить производительность на 5%, извлечение – на 3%, снизить потребление электроэнергии на 5% и нестабильность проекта на 40%. Еще одна опция, которую Алексей Кутилин предложил собравшимся, – энергоаудит и замена обычных ламп на энергосберегающие.

Ольга Стагурова, генеральный директор ООО «Дассо Систем Джеовия РУС» рассказала о возможностях имитационного моделирования на горнорудных предприятиях. По ее словам, сейчас эта методика, оценивающая, как объект будет работать, уже используется в авиа- и автомобилестроении и позволяет спрогнозировать и рассмотреть различные варианты того, как именно будет действовать объект, будь то самолет, автомобиль – или, в случае с горнорудным производством, например, карьер – до того, как этот объект будет построен. Сферы, где могут использоваться программные продукты компании, – планирование и проектирование карьеров и шахт, контроль содержаний, контроль качества, управление большими объемами данных. Еще одна сфера использования – прогнозная аналитика, оценка альтернативных сценариев, анализ причин. В качестве примера Ольга Стагурова привела “Карельский окатыш”, где точность планирования выросла с 50% до 80%, а вместо двух вариантов планирования компания может рассмотреть до 20.

Подводя итоги сессии, ее модератор Геннадий Камышников, руководитель группы по предоставлению услуг предприятиям энергетики и добывающей промышленности в СНГ компании «Делойт и Туш СНГ», заявил, что все участники сессии представляют международные компании с международным же опытом, и выразил уверенность, что у таких компаний не должно быть проблем с его использованием для повышения эффективности работы.